Авторитетнейший критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь» опубликовал программное интервью художественного руководителя Бурятского театра оперы и балета, дирижера Владимира Рылова. Интервью вышло в канун главной премьеры наступившего театрального сезона – оперы «Борис Годунов».
Вопросы музыкального критика Георгия Ковалевского, неоднократно бывавшего в Бурятии, погружают читателя в почти детальный разбор спектакля, поставленного на сцене главного театра республики через двадцать лет. Бурятская опера на основе партитуры Римского-Корсакова уже заявлена как новая страница в череде постановок «Бориса Годунова». По словам самого маэстро, им сделаны ряд довольно смелых нововведений, в том числе дописаны персонажам музыкальные партии и реплики, которых нет ни у Мусоргского, ни у Римского-Корсакова.
На вопрос, в чем главная идея «Бориса Годунова», Владимир Рылов ответил следующим образом.
- «Борис Годунов» – это опера без любовной интриги. Самозванец и Марина не в счет, там никакая не любовь. Но любовную интригу заменяет исследование внутреннего портрета главного героя – Бориса. Он и у Пушкина, и особенно у Мусоргского совсем не однозначен! Да, Пушкин вслед за Карамзиным наделил его этой страшной ношей – детоубийством, хотя мы знаем, что до конца это доказать невозможно. Но ведь Модест Петрович написал для него такие, не побоюсь сказать, любовные интонации! Любовью к своим детям, к России, и к своей великой миссии проникнута вся партия этого персонажа! Это любовное исследование, это сочувствие автора к человеку, принявшему тяжкий крест руководства великой державой, однозначно определяет приоритеты композитора. Да, здесь нет любовной страсти, как между Радамесом и Аидой, Манрико и Леонорой, Хозе и Кармен. Здесь есть государь, руководитель, который беззаветно любит свою страну и свой народ, который болезненно переживает свое несоответствие собственному представлению об идеальном Государе, - сформулировал маэстро сверхидею спектакля.