«Валить – не выход», говорите?

Фото: gazeta-n1.ru
В истории культуры Бурятии есть примеры, когда «валить» становится единственным спасением
На примере выходцев из театра пластической драмы «ЧелоВЕК» можно сделать вывод о том, что не все творческие проекты способны прижиться на местной почве. Иногда нужно сделать рывок, изменить пейзаж за окном, чтобы идея получила максимальное признание и развитие. 

Победный дуплет

Осенью 2004-го случилось нечто, не имеющее аналогов в истории отечественного театра: «ЧелоВЕК» переехал из Улан-Удэ на «постоянное местожительство» в Омск. Приехали на новое место уже «обремененные» многочисленными регалиями театральных конкурсов и фестивалей всех уровней, от всероссийских до международных.

И сразу же, тихо отпраздновав на новой «земле обетованной» десятилетие со дня образования «ЧелоВЕКа», сделали победный «дуплет»: принесли Омску первую победу, завоевав в ноябре на Международном конкурсе «Этника» в Москве Гран-при за спектакль «Песни дождя», а спустя месяц стало известно, что с этим же спектаклем «ЧелоВЕК» номинируется на главную национальную театральную премию нашей страны  –  «Золотую маску» – как омский театр. Об этом помнят до сих пор, а зрители по-прежнему вспоминают, какой замечательный театр мы потеряли.
 
Об основателе

Игорь Григурко – заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, художественный руководитель, режиссер, педагог и основатель легендарного Театра пластической драмы «ЧелоВЕК» имени Нелли Дугаржабон, родился в Зеленогорске Красноярского края.



– В драматическом кружке Дворца пионеров, куда я ходил, наш педагог была выпускницей улан-удэнского института культуры – она посоветовала мне поступать именно сюда. После окончания института культуры педагоги Нелли Дугаржабон и Сергей Добрынин настояли, чтобы я набрал спецкурс по подготовке пластических актеров и режиссеров. Я планировал, что по завершении обучения у нас появился бы театр, о котором я мечтал еще с Красноярска, – вспоминает Игорь Григурко.

Два с половиной года учебы у режиссера Анатолия Баскакова, армия и окончание обучения у Джеммы Баторовой стали началом яркой театральной карьеры. Говорит, что Анатолий Баскаков заложил в нем главную театральную платформу – «ты должен знать театр изнутри, и делать его сам с самого начала». И он его «сделал» – создал с самого начала.

Майя Плисецкая аплодировала стоя

– В 1993 году из первого моего набора студентов появился театр «АзАрт». В конце 90-х это стало театром «ЧелоВЕК», а когда ребята из моей третьей группы окончили институт, мы переехали в город Омск – в Улан-Удэ было сложно и финансово, и с площадкой. Слава богу, в Омске нашлись люди, которые протянули нам руку, и мы дальше прекрасно работали. Спектакль «Песни дождя» пригласили на «Золотую маску», губернатор дал нам денег и отправил туда – мы там получили специальный приз, его получила Людмила Глухова за вокал. Спектакль, кстати, смотрела Майя Плисецкая, и, как нам потом рассказывали, она встала первой и аплодировала, – вспоминает Игорь Григурко. 
 
После Омска «ЧелоВЕК» перебрался в северную столицу России.

– Это очень странная детективная история. Мы перебрались туда, нашлись меценаты, которые стали учредителями местного театра, нас сразу расселили по съемным квартирам. Но уже через год у нас начались очень большие проблемы – финансовые и психологические, и в следующие два с половиной года я, к сожалению, все взвалил на себя – не было директоров и продюсеров. Сначала ушла часть ребят – они продолжали играть, но это уже была не основная работа, и пришло то время, когда я сказал «стоп, дальше невозможно» и закрыл театр «ЧелоВЕК» – по-моему, это был 2010 год. Главная причина закрытия театра – отсутствие директора, менеджера, продюсера, который бы все это дальше развивал и толкал. 
 
Стоит ли уезжать?
 
На вопрос, что было бы, если бы тогда «ЧелоВЕК» не уехал из Бурятии, Игорь Григурко отвечает:

– Не знаю… Тогда было сильное желание расти дальше. Если нет команды единомышленников, происходит такая «нереализация». В Улан-Удэ осталась самая первая студия. Они и ко мне пришли уже после 18 лет. Некоторым было по 25–26. У многих уже были семьи. В принципе, они все при деле.
 
Стоит ли уезжать? Нужно слушать себя. Человек творческий всегда будет стремиться познать что-то новое, уверен Игорь Григурко.

– Найдет ли он себя там, куда он уедет, – другой вопрос. Мой учитель Нелли Петровна Дугаржабон всегда отказывалась уезжать из Улан-Удэ, несмотря на то что ее звали в Германию, Англию, в другие города России – такой она была специалист. Она училась в Петербурге, объездила весь мир и всегда предпочитала возвращаться в Бурятию. А я, честно скажу, очень комфортно чувствую себя в Санкт-Петербурге. Есть какая-то внутренняя успокоенность, очень там хорошо думается и придумывается. Сюда приезжаю так, как к маме приезжаю в Красноярск, но жить я хочу там. Есть люди, которые всегда возвращаются в Москву, им так хорошо. Но никогда не бывает, чтобы ты приехал и тебе сразу все выложили.

«Театр бы жил и пополнялся»

Евгения Герасимова – режиссер по пластике, преподаватель ВСГИК, была актрисой театра «АзАрт» той первой студии, с которой Игорь Григурко начал историю своего театра. Сегодня ее талантливый, тонкий и ироничный почерк можно увидеть в спектаклях Русского драматического театра. И, конечно, работа со студентами, создание постановок на сцене концертно-театрального центра ВСГИК занимают большую часть ее времени.



Поклонники таланта Герасимовой говорят, что она могла бы ставить прекрасные спектакли на большой сцене, и это было бы не менее уникально, чем театр «ЧелоВЕК», «осколком» которого она является. Студенткой Игоря Григурко Евгения Герасимова стала аж в 24 года, перейдя с заочного обучения на очное. Ей оставался год до диплома, но желание учиться и работать с мастером заставило ее вернуться на третий курс. Она стала одной из тех, кто не уехал со своим учителем, оставшись в Улан-Удэ с семьей. Каждый год она выпускает студентов, которые в поисках востребованности уезжают из Бурятии работать в другие места.

– Мне кажется, если бы театр не уехал, он бы жил и пополнялся выпускниками кафедры. Живет же «Байкал» без сцены. Так же и «ЧелоВЕК» бы жил, подыскали бы базу. В Омске, кстати, у них база была на кондитерской фабрике. Думаете, как она называлась? «АзАрт»!  Здесь жить можно и работать можно, но отсюда нужно выезжать! Я не могу жить без Байкала и ритм Москвы, например, мне не совсем подходит.

Когда-то Евгения уехала из Северобайкальска, где была человеком, который радовал, дарил праздник и к которому тянулось очень большое количество человек. Она вела кружок, креативила и была там счастлива.

– То же самое здесь, я понимаю, что я здесь нужна. Ощущение, что ты нужен на этом пространстве, меня успокаивает. Когда Игорь Леонидович уезжал, я в шутку сказала ему: «Смотрите, Игорь Леонидович, захотите вернуться, а ниша-то занята!». 

Евгения Герасимова работала с его студентами, с актерами, и когда он уехал, они стали обращаться к ней. Там, где в спектакле нужно пластическое решение, пускай минимум движений, но зато характерных… 

– Игорь Григурко, получается, «сосватал» меня в Русский драматический театр и постепенно я стала работать и с другими театрами. И даже уже два раза было, когда, не зная, что Игорь Леонидович – мой мастер и учитель, нас пытались столкнуть. А недавно был случай в «Красном факеле» в Новосибирске, Григурко там ставит, и Сергею Левицкому (художественный руководитель ГРДТ имени Н. Бестужева. – Прим. ред.) предложили, а он уже работает со мной. Я думаю, Игорь Леонидович, насколько я его знаю, рад за меня, ведь я его ученица. Очень важно, чтобы труппа всегда находилась в хорошей форме. Так много хочется еще сделать! Столько идей еще, а времени просто очень мало осталось, – говорит Евгения Герасимова.

На вопрос: «А было бы тебе сейчас 24 года, ты бы уехала»? отвечает не сразу, молчит, а потом, набрав воздух, выдыхает: «Уехала!». И во взгляде ее вдруг вспыхивает радость.

Диляра Батудаева, «Номер один».
 
По теме
Новогодний концерт ГТРК «Бурятия», телеверсию которого зрители нашей республики видели на экранах телевизоров 31 декабря, выходит на большую сцену.
22.01.2019
 
В период с 1 по 7 апреля 2019 года в Музейно-Выставочном комплексе Московского академического художественного лицея при Российской академии художеств пройдет очередной Международный фестиваль детско-молодежного творчеств
22.01.2019
 
Выставка «Переходный возраст: крутой маршрут» - Национальная библиотека Одним из тематических направлений читального зала Национальной библиотеки Республики Бурятия является информирование и реализация программы «Профилактика правонарушений и беспризорности в Республике Бурятия».
22.01.2019
В Прибайкальском районе перед судом предстанет местный житель, обвиняемый в убийстве пасынка - Следственный комитет изображение из открытых источников сети Интернет Следственным отделом по Прибайкальскому району СУ СК России по Республике Бурятия завершено расследование уголовного дела в отношении 60-летнего пенсионера,
22.01.2019 Следственный комитет
Суд приговорил должностных лиц, ответственных за гибель юной москвички на байкальской турбазе БГСХА К различным мерам наказания приговорил суд должностных лиц,
28.12.2018 GazetaRB.Ru
Литературный вечер, посвященный Даниилу Гранину - Национальная библиотека 25 января в 16.00 в  в учебном центре Национальной библиотеки состоится литературный вечер «Солдат и писатель», посвященный 100-летию со дня рождения выдающегося российского писателя Даниила Александровича Гранина.
23.01.2019 Национальная библиотека
На сегодня удалось собрать 1,8 из 3 миллионов рублей, требующихся на разработку проектно-сметной документации В Бурятии продлили сбор средств на строительство здания Национальному театру песни и танца «Байкал».
21.01.2019 GazetaRB.Ru
Самое высокое призвание женщины – быть мамой. «Мама» - первое слово, которое говорит ребёнок.
18.01.2019 Газета TV Дубль
Культурный центр был построен за счёт республиканского и местного бюджетов В селе Орлик Окинского района 23 января состоится торжественное открытие Центра сойотской культуры и народного творчества.
16.01.2019 GazetaRB.Ru
Деньги на поездку бурятские квнщики зарабатывали, выступая в ресторанах на новогодних корпоративах С 12 по 25 января в Сочи пройдёт международный фестиваль команд КВН «КиВиН-2019».
15.01.2019 GazetaRB.Ru
30 млн рублей выделено на спортивную инфраструктуру Кабанского района для проведения зимних сельских игр - Администрация Республики Бурятия Средства были направлены из республиканского бюджета на строительство и реконструкцию спортивных объектов в рамках подготовки к Республиканским зимним сельским спортивным играм.
23.01.2019 Администрация Республики Бурятия
Машины из автопарка мэрии выделят поликлиникам - Администрация г.Улан-Удэ В Улан-Удэ на сегодняшний день зарегистрировано 2111 случаев заболеваний гриппом и ОРВИ, что выше эпидпорога по совокупному населению на 30 %.  С 18 января в Улан-Удэ наблюдается увеличение вызовов врачей на дом,
23.01.2019 Администрация г.Улан-Удэ
Государственным инспектором ветеринарного надзора Усть-Ордынского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия составлен протокол об административном правонарушении по ст.
23.01.2019 Россельхознадзор
Министерство природных ресурсов Республики Бурятия обратилось в Бурятское УФАС России с информацией о ненадлежащем исполнении подрядчиком госконтракта на выполнение инженерно-гидрогеологических изысканий в п.
23.01.2019 УФАС