«Такое искусство не нужно»

Хореограф-балетмейстер Анастасия Кадрулева о себе, родине и современных тенденциях
Анастасия Кадрулева - выпускница Бурятского хореографического училища, танцевала в Государственном академическом театре под руководством Б.Я. Эйфмана (Санкт-Петербург). Хореограф-балетмейстер в театре «Балет Москва» рассказала «Номер один» о себе, родине и современных тенденциях.

В семье «технарей» Кадрулевых никто не увлекался балетом и в театр не ходил. С чего вдруг дочери захотелось быть балериной, неизвестно. Когда Настю привели в хореографическое училище, того, что называется балетными данными, у нее не было - ни мягких суставов, ни «хорошей» стопы, ни гибкой спины. Были только музыкальность и огромное желание стать балериной. И это не укрылось от педагогов.

- Настины необыкновенно умные глаза были настолько полны решимости, что лично мне стало ясно – надо брать, - вспоминала позже балетмейстер Эржен Чернова.

После нескольких лет «ломки» и потогонного труда Настя Кадрулева стала обладательницей всех достоинств балерины. Тело словно послушалось и стало таким, каким должно быть. Изящество, пластика, стремительность и вдохновенность – все пришло к ней. А на втором курсе во время балетного конкурса «Арабеск»  Настю приметила педагог из театра Бориса Эйфмана. Тогда впервые прозвучало предложение о работе в этом театре, в котором были востребованы только лучшие балерины, обладавшие высоким ростом и европейской внешностью.

- Из-за худобы я казалась даже выше своих 174 сантиметров, - вспоминает она с улыбкой.

На втором курсе отправляться в санкт-петербургский театр было еще рано, а ждать несколько лет – могли забыть. Тогда ее педагог – известная балерина Екатерина Самбуева - сняла видео со своей ученицей и отправила Эйфману. В ответ пришло письмо с договором. Так в 17 лет юная балерина Настя стала артисткой балета Эйфмана и перенеслась прямиком из Улан-Удэ в Санкт-Петербург.

- У выпускника балетного училища миллион шансов, ты можешь претендовать на лучшие театры, если ты способен, - считает Анастасия. – Во многих театрах востребованы артисты с экзотической внешностью, в том числе и в нашем.



Перелом

Говорят, там, где заканчивается одна история, всегда начинается другая. Карьера шла полным ходом, когда во время поездки в Америку случилось то, чего боятся все балетные. Из-за травмы позвоночника она слегла прямо перед премьерой в Центральном театре в Нью-Йорке. Врач вынес вердикт: два месяца не танцевать.

- Меня заменили, и я, как ненужный груз, каталась с труппой. Целыми днями лежала в номере, не в силах передвигаться. Отправить меня домой невозможно, потому что был групповой въезд и выезд... Это был момент страдания физического и духовного, - признается Анастасия.

Вот тогда она начала рисовать. Ей купили гуашь и бумагу, с помощью которых она принялась рассказывать миру то, что было на сердце.

- Оказалось, балет – это не все, что я умею в жизни. У меня выходили депрессивные сюжеты, но все, кто видел, просто не верили, что это рисую я. Я и теперь достаю те рисунки, чтобы вспомнить то время. В каждом человеке столько неоткрытых талантов, что ни в коем случае нельзя опускать руки. Нужно находить сублимацию для себя. До сих пор, когда бывает сложно, я начинаю рисовать. Это помогает, – рассказывает балерина.

- Я знала, что природу можно покорить, но однажды она возьмет свое, - самокритично говорит Анастасия о своем решении сменить деятельность. - Мне было тяжело в балете.

Однажды она поняла, что больше так продолжаться не может.

- Я понимала, что деградирую, занимаясь одним и тем же с утра до ночи. Жизнь шла мимо – ни сходить никуда, ни с друзьями пообщаться. В выходные лежишь, потому что бережешь силы для работы. Вот тогда и пришло самое жесткое решение: уйти из театра.

Начался поиск себя, самокопание, освоение других танцевальных техник, множество мастер-классов, поездки на летние танцевальные школы, появился широкий круг интересов, одним из которых стала фотография.

В итоге две персональные выставки Анастасии прошли в Улан-Удэ. Тогда в 2004 году она «заразила» фотографией своего старшего брата – Стаса. Теперь он  известный фотохудожник, автор работ, которые иначе как искусством не называют.

Однажды по дороге ей встретилось объявление о наборе на курс хореографов в Академию русского балета им. А.В. Вагановой. Решение поступить пришло само собой. Оглядываясь назад, она говорит: «Все, что происходит, правильно, особенно если ты в отчаянии. Единственное – надо двигаться».



Дорогой Баланчина

Сочинение хореографии стало ее страстью. Здесь можно было реализовать все, что в ней было, но мастер не верил в нее. Однако и здесь ее желания оказалось достаточно, чтобы однажды встретить Георгия Алексидзе. Последователь знаменитого Баланчина и «белого» балета без сюжета стал ее мастером. 

- Обычно я сам выбираю себе учеников, но ты выбрала меня, - улыбнулся тогда ее учитель и принял к себе. Георгий Алексидзе был практически слеп после того, как его жестоко избили, буквально вмяв очки в глаза, но был единственным на кафедре, кто в сложное время думал о будущем хореографии в России.

- Студенты бегали только к нему. Только благодаря ему я стала балетмейстером. Благодаря ему полюбила классическую музыку. «Пока не начнешь разбираться в классике, ты не сможешь ставить современную хореографию», - говорил он, - вспоминает Анастасия. Слепой мастер учил ее видеть музыку, а она была его глазами и помогала ему жить. Четыре года она ухаживала за больным учителем, отказавшись от личной жизни. Теперь, когда его не стало, она до сих пор общается с его женой и дочерью.

С 2008 года Анастасия Кадрулева - профессиональный балетмейстер, автор балетов и перформансов, хореограф в драматических и оперных спектаклях. Она преподает в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, является хореографом спектаклей театра «Балет Москва». В 2015 году совместно с проектом Baby Lab Анастасия поставила детскую версию балета «Лебединое озеро» (реж. Т. Прияткина-Вайнштейн), которая сразу же была включена в программу фестиваля «Золотая Маска».



В Улан-Удэ не поймут

Этим летом Анастасия приезжала в Улан-Удэ на фестиваль «Байкал-дэнс». Планировался мастер-класс, но на него не набралось достаточного количества желающих. После преподавала на ежегодной летней танцевальной школе «Dance лето» с иркутской стороны. На двух берегах Байкала, говорит, ситуация совершенно несопоставимая. В Бурятии крайне мало современных балетных постановок. В Иркутске же коллективов, занимающихся современными направлениями - стрит-дэнсом и контемпорари (англ. contemporary - современный), с каждым годом все больше.

  - В Улан-Удэ лето - мертвый сезон. В Иркутске на танцевальные мастер-классы летом собирается по 250 человек, а в Улан-Удэ кое-как набиралось 30. В Иркутск съезжаются танцовщики не только из области, но из Москвы и Питера, которых привлекают колорит Байкала и хорошие педагоги, которые собирают информацию со всего мира, - продолжает Анастасия.

Возможно, говорит, это просто из-за незнания. В позапрошлом году вместе с одноклассником Максимом Ушаковым они пытались организовать тур театра «Балет Москва» в Иркутск, Улан-Удэ, Читу и другие города, чтобы показать неоклассику и контемпорари. Но в итоге художественный руководитель балета в Бурятском оперном театре Морихиро Ивата мягко дал понять, что подобные гастроли нежелательны, так как улан-удэнскому зрителю подобные спектакли будут пока непонятны… Гастроли, организовать так и не удалось. Вот если бы они везли шоу или какую-нибудь раскрученную «звезду», говорилось им… А новое искусство - оно в этих краях никому не нужно.

«Музейные» балеты

- На сегодняшний день Бурятский театр оперы и балета - это авторский театр, во главе которого стоит Морихиро Ивата, работающий сейчас как хореограф- балетмейстер, работающий в классике и неоклассике. Соответственно, и зритель может видеть спектакли только в соответствующих стилях. Я ничего не имею против классического балета, сама им живу и на нём воспитана, но кроме него существует множество интересного и другого в танце. Репертуарное разнообразие, на мой взгляд, даёт объём в привлечении разного зрителя. 

Сейчас во всем мире сложилась тенденция, когда театр дает деньги и делает новые постановки с разными хореографами. Это раньше Григорович возглавлял Большой театр и все знали, что это его театр. Только из России сейчас возят в Европу «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Больше этих спектаклей нигде нет. Театрам этим заниматься уже неинтересно, понимаете? Это практически «музейные» спектакли, которые Петипа поставил 200 лет назад. Но дело в том, что даже через 10 лет спектакль не узнать даже при живом хореографе, а тут, представьте, Петипа давно нет, и за эти столетия сколько редакций? – ставит вопрос Анастасия.



По словам Анастасии, балетная техника сейчас ушла далеко вперед, потому восстановленные спектакли, бывает, смотрятся гротескно и немного примитивно.

И все же ей очень интересно сотрудничать с театрами на родине.

- Может быть, получится что-то сделать совместно с театром «Байкал». Мы с Артемом (Артем Игнатьев, балетмейстер, муж Анастасии. – Прим. авт.) только за.

Как бы сложилась ее судьба, если бы она не уехала, Анастасия не знает. И про тех коллег, кто уехал из Бурятии, Анастасия говорит честно: «Они правильно сделали. Здесь для развития артистов практически ничего нет. Да, бывает, уехав, приходится пострадать. Но страдание – это сильная эмоция, которая движет человека вперед. Бывают ситуации, которые ты воспринимаешь как страдание, а это, скорее всего, просто шанс что-то понять. Надо научиться все воспринимать спокойно. Потому что жизнь, какая бы она ни была, – кайф.

Диляра Батудаева, «Номер один»
Фото: Rust2D
 
По теме
Артисты балета чувствует себя ущемленными Теперь, когда у Бурятского театра оперы и балета новый директор, а увольнение худрука оперы Даримы Линховоин давно подписано заместителем бывшего директора, скандал,
18.10.2018
Анастасия Кадрулева - выпускница Бурятского хореографического училища, танцевала в Государственном академическом театре в г. Санкт-Петербург, сейчас работает хореографом-балетмейстером, в том числе в театре «Балет Москва».
17.10.2018
Министерство культуры Бурятии ведёт консультации с известным балетным артистом Николаем Цискаридзе по кандидатурам руководителя республиканского театра оперы и балета.
01.10.2018
 
В Бурятии впервые реконструировали обряд сватовства у гуннов. Ландшафтное представление «Сватовство гуннов» под открытым небом состоялось 15 июня в рамках недели туризма 15 июня.
17.06.2019
 
В Улан-Удэ задержали карманника. Так, 11 июня в дежурную часть Управления МВД России по городу поступило заявление от местного жителя о краже.
17.06.2019 ВостокТелеИнформ
«Юбилейной весне – Любо!» - под таким, говорящим самим за себя, названием в Петропавловском КСК имени С.Б.
14.06.2019 Газета TV Дубль
Контракт с балетмейстером не стали продлевать по обоюдному согласию Художественный руководитель балетной труппы Бурятского театра оперы и балета Морихиро Ивата покидает свой пост.
11.06.2019 GazetaRB.Ru
JPG Файл - МВД Республики Бурятия В п. Селенгинск прошел традиционный часовой забег, посвященный памяти подполковника милиции мастера спорта СССР по легкой атлетике Юрия Ермиловича Климова, одно время возглавлявшего селенгинское отделение полиции.
17.06.2019 МВД Республики Бурятия
17 мая  в Верхнем Саянтуе Тарбагатайского района прошел IV Республиканский  шахматный турнир среди воспитанников  интернатных  учреждений, посвященный памяти  нашего замляка Мункуева  Бальжи Гончиковича,
14.06.2019 Газета TV Дубль
18 мая четверо шахматистов нашего района приняли участие в шахматном турнире в с. Хурамша Иволгинского района.
14.06.2019 Газета TV Дубль